О финансовых аспектах взаимоотношений между партнерами по бизнесу

90% крахов партнерства в бизнесе случаются из-за отсутствия четких договоренностей «на берегу» о разделении обязательств и ответственности. Когда в бизнесе появляются деньги (или не появляются) срабатывают механизм саморазрушения, заложенный на старте.
Как минимизировать финансовые конфликты? Необходим «брачный бизнес контракт».

business partner
Сразу отмечу, что затрону тему применительно к малому бизнесу и стартапам, поскольку в наших реалиях часто оптимально начинать свой бизнес с формы частного предпринимателя. Касательно крупного бизнеса, есть масса законов и литературы, как правильно оформить договоренности формально и юридически. С учетом украинской специфики работы системы правосудия, важно оговорить механизм до судебного решения конфликтных ситуаций.

Если основателей несколько, как распределить финансовые обязательства и доли бизнеса?

№1Определяете доли бизнеса, т.е. в какой пропорции вы распределяете прибыль или убытки.

№2Важно разделить 2 роли: владелец бизнеса и руководитель (исполнитель). В малом бизнесе многое, если не все приходится делать самим. Поэтому помимо стартового капитала, есть еще человеческий ресурс и профессиональные компетенции, который каждый из партнеров вкладывает в бизнес.

Типичная ошибка: партнеры исходят из того, что все будут вкладывать «равные» ресурсы (без четкого понимание, что это значит: время, какой-то измеримый результат?). Когда появляется результат, начинаются взаимные претензии, кто сделал больше для достижения результата. Так срабатывает мина замедленного действия, заложенная еще в начале.

№3Необходимо назначить «зарплату» каждому в роли руководителя и исполнителя.

Типичная ошибка: начинающие предприниматели считают, что их личное время ничего не стоит, хотя это не так. Существует понятие альтернативных издержек, в данном случае- это затраты, которые понес бы бизнес, если бы нанял внешнего специалиста для выполнения данных задач.

В качестве метода оценки, рекомендую использовать данные рынка труда, где указано, сколько платят за данные функциональные обязанности и ответственность в похожих бизнесах.
Начиная с этой цифры возможны дискуссии о соотношении фиксированной и плавающей части, основанной на достижении целей бизнеса. Поскольку все же речь идет о старте бизнеса, а не о классическом наемном труде, зарплата может и не выплачиваться ежемесячно. Вариант решения: суммы фиксируются в финансовом плане, а потом и в отчетности, а выплачиваются, когда бизнес начинает приносить прибыль.

Дополнительный бонус: понимание данных затрат покажет правильную картину вашего бизнес плана и управленческой отчетности, а значит корректный расчет точки безубыточности и ROI (возврат инвестиций).

№4Важно четко договориться о «разводе». Если кто-то из партнеров решит выйти из бизнеса, каков механизм? Выполнение обязательств, в том числе финансовых?

№5Если  ваши договоренности перестают работать, важно сразу же сесть за стол и обсудить, и при необходимости переформатировать договор. В противном случае вы закладываете скрытый конфликт, который так ли иначе всплывет позже. По опыту, чем позже вскрывается проблема, тем болезненнее финансовые последствия.

И не забывайте, что главное для партнеров в бизнесе – это честность и доверие. Не забывая записать договоренности на бумаге.

 

Вопросы? Запишитесь на консультацию!

TЭГИ: Без рубрики